«Человек серьезно делает что-нибудь
только тогда, когда он делает для себя.»
А.И. Герцен

Частые случаи провального сотрудничества по схеме «заказчик-аутсорсер» указывают на недостаточный уровень знаний, в первую очередь, заказчика о том, как грамотно подойти к вопросу подбора и ведения диалога с исполнителем.

Вариант первый: заказчик – частное лицо. Требуется помощь в создании, продвижении, наполнении интернет-проекта (сайт, игра, софт, видео, баннер и др.), так как самостоятельно выполнить все работы чаще всего невозможно. Менеджером проекта тут может выступать вчерашний фрилансер, который решил идти дальше и брать больше, или же абсолютно не сведущий в веб-технологиях человек, который, к примеру, хочет открыть интернет-магазин и ищет специалистов-исполнителей среди фрилансеров. Ну а если говорить не только об области интернета, то частные лица часто ищут на разовые работы переводчиков, дизайнеров разных направлений, полиграфистов, консультантов, преподавателей, маркетологов, фотографов и т.п.

Вариант второй: дефицит собственных ресурсов, заказчик – компания. Однажды наступает такой момент, когда компания не может справиться силами собственных сотрудников с поставленными задачами. Расширять штат, набирая новых сотрудников, не кажется руководству целесообразным. И вот тут на помощь призываются фрилансеры, которые выполняют разовые, либо постоянные работы на удаленной основе.

Вариант третий: целевой аутсорс, заказчик – компания. Многие бизнес-проекты изначально строятся таким образом, что определенные звенья работ (бизнес-процессы, производственные функции) не производятся самой компанией, а поручаются аутсорсерам. Например, доставка грузов, курьерская служба, колл-центр, бухгалтерия и т.д. Это значительно снижает затраты на персонал, и работу выполняют профессионалы, уже обученные и готовые к действиям партнеры-специалисты. Наглядный пример – компания IKEA. Имея более двух тысяч поставщиков и аутсорсинговую логистику, сама компания, непосредственно, занимается только розничными продажами.

Вариант четвертый: полный перевод бизнес-процессов на аутсорс. Этот вариант, пожалуй, самый интересный и противоречивый. С одной стороны, в хорошо организованном сотрудничестве с фрилансерами заключается б?льшая продуктивность и меньшие затраты бюджета. Но с другой стороны, организовать такой четкий процесс работы удастся далеко не каждому. Образцовым показателем функционирования такой схемы работы выступает американская компания 37 signals. На американском рынке софта компания успешно существует и развивается с 1998 года и сегодня ее продуктами пользуются миллионы людей во всем мире. Принцип работы 37 signals заключается в отказе от глобального планирования и выполнении методом проб различных проектов: если идея работает – ее развивают, если нет – оставляют и переходят к другой. Как говорит Джейсон Фрайд, соучредитель компании: нет решения, которое бы принималось навсегда, его можно потом изменить.

Основатели компании считают удаленную работу более продуктивной, чем офисную, и экспериментируют с различными бонусами для своих удаленных сотрудников в количестве 14 человек. Если вы устали от привычных в бизнесе стереотипов работы и убеждены, что вас интересуют другие подходы, дающие больше свободы и возможностей, – обязательно прочтите книгу основателей этой компании «Rework: Бизнес без предрассудков». Это издание можно приобрести в свободной продаже в книжных магазинах.